Школа бардов Дмитрия Долгова
Школа бардов Дмитрия Долгова

Школа бардов Дмитрия Долгова
Контакты  
 
О ШКОЛЕ ОТЗЫВЫ РАСПИСАНИЕ НОВОСТИ ЛИЦА СТАТЬИ ПЕСЕННИК ВИДЕО КОНТАКТЫ

 

МИФЫ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ - ИРИНА КОЗЛОВА О ПОЭЗИИ И ТЕКСТАХ В ПЕСНЕ

козлова ирина

Являются ли поэзией тексты авторских песен? Мне кажется, вопрос изначально содержит провокационный подтекст: позвольте, а есть причины в этом усомниться?...
Полагаю, с таким же правом можно спрашивать: все ли СТИХИ являются поэзией?... Разумеется, нет. Чтобы убедиться, достаточно открыть любой поэтический интернет-ресурс, прочесть произведения случайно выбранных авторов. Станет ясно, значительную часть публикаций составляют вирши малохудожественные, декларативные, вторичные, подчас откровенно графоманские - разумеется, их нельзя отнести к поэзии, несмотря на стихотворную форму. Следовательно, употребляя понятие «поэзия», будем понимать под ним произведения талантливые, оригинальные, высокохудожественные, отражающие внутренний мир автора, его отношение к жизни, к людям. Думаю, это касается любого стихотворного произведения, независимо, декламируется ли оно автором, публикуется в печатном виде или исполняется в сопровождении музыкального инструмента.
Особенность жанра авторской песни состоит как раз в том, что слово и музыка должны составлять единое эмоциональное и художественное целое.
Иногда приходится слышать, что в авторской песне важнее текст, а музыка - только фон, аккомпанемент. Я не могу с этим согласиться. Музыка не должна ни доминировать, тем самым заслоняя, загораживая текст, ни сводиться к примитивному аккомпанементу, поскольку и текст в таком случае зачастую теряет смысл и звучание, гаснет.
Есть целый - огромный! - пласт авторской песни, где не возникает вопроса, являются ли поэзией тексты. Это песни, написанные на стихи известных, выдающихся поэтов - «поэтическая песня», «співана поезія». Есть потрясающие примеры таких музыкальных прочтений: песни Оксаны Дориченко на стихи Марины Цветаевой, Елены Фроловой на стихи Осипа Мандельштама и Арсения Тарковского, песни Дмитрия Долгова на стихи Бориса Чичибабина, Ольги Богомолец на стихи Лины Костенко... Здесь, конечно же, «вначале было слово».
Размышляя о стихотворной составляющей авторской песни, о тех произведениях, где и музыка, и текст созданы одним человеком,
я обратилась к нескольким моим друзьям - «полным» авторам - с вопросом: что возникает вначале, текст или музыка? Большинство ответило: ОДНОВРЕМЕННО...
Мне думается, именно из этой одновременности следуют некоторые - не различия, нет, а только особенности поэтики текстов авторских песен в сравнении с «просто» стихами, а точнее, некоторые дополнительные требования к их версификационным, «техническим» характеристикам.
Во-первых, текстам песен преимущественно свойственны определенные сюжетно-композиционные форматы: это либо ступенчатая композиционная схема «куплет - припев», либо линейная сюжетная конструкция лиро-эпического характера типа баллады. В первом случае сюжет развивается от куплета к куплету, а припев, повторяясь, после каждого куплета приобретает новые оттенки смысла. Во втором случае сюжет развивается линейно по восходящей от завязки к кульминации и стремительно по нисходящей от кульминации к развязке. Соответствующее развитие имеет и музыкальный ряд, его динамика, темп.
Во-вторых, из всего разнообразия систем стихосложения тексты авторских песен тяготеют к силлабо-тоническим размерам, предполагающим правильное чередование ударных и безударных слогов - этого требует песенный ритм. Причем в идеале логическое ударение фразы, фонетическое ударение стихотворного размера и сильная доля музыкального такта должны совпадать. Кроме того, в песенном тексте должны совпадать также паузы - границы стихотворной строки, предложения и музыкальной фразы, в отличие от «просто» стихов, где предложение вполне может заканчиваться посередине строки или образовывать перенос на следующую строчку и даже строфу.
В-третьих, в песне особое значение приобретает звуковая сторона стихотворной речи - аллитерации, ассонансы, соотношение гласных и согласных звуков, труднопроизносимые сочетания согласных. И дело здесь не только в мелодичности звучания текста, но и в легкости или затрудненности артикуляции при пении - всем известно, например, что в конце песенной строки, особенно на высокой ноте, «а» или «о» пропеть легче, нежели «и» или «ы».
Есть свои особенности и в выборе художественных средств песенных текстов. Повторы, анафоры, параллельные конструкции, антитезы, обрамления очень органично выглядят в текстах песен, так же как и риторические обращения и вопросы. Точно найденный эпитет, оригинальное сравнение, выразительное олицетворение может оказаться тем эмоциональным центром, вокруг которого разворачивается образный строй песни. В отличие от этого современная поэзия тяготеет к усложненным многокомпонентным метафорам, к интертекстуальности, к аллюзиям и реминисценциям, требующим от читателя особого восприятия. Все это тоже вполне может быть выражено в музыкальном эквиваленте, но, вероятно, за пределами жанра авторской песни.
Итак:
Являются ли тексты авторской песни поэзией? Безусловно, притом ровно в той же мере, в какой являются поэзией любые стихотворные тексты.
Дело не в жанровой природе, а в таланте автора, в художественном совершенстве произведения.
В чем различие песенных и поэтических текстов? Главным образом в том, на мой взгляд, что одни положены на музыку, а другие нет.
Что думают поэты о текстах авторской песни? Лично я думаю, что написать текст для авторской песни гораздо сложнее, чем «просто» стихотворение ... поэтому остается терпеливо надеяться, что кому-то из «авторов музыки» мое «просто стихотворение» покажется «текстом песни»

Ирина КОЗЛОВА

 

О ШКОЛЕ ОТЗЫВЫ РАСПИСАНИЕ НОВОСТИ ЛИЦА СТАТЬИ ПЕСЕННИК ВИДЕО КОНТАКТЫ