|
САМЫЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ ВСЕХ НАЧИНАЮЩИХ - КАКУЮ ГИТАРУ ВЫБРАТЬ? Гитара - близка человеческому голосу по тембру и высоте. Нижнее «ми» большой октавы шестой струны удивительным образом совпадает с нижней границей диапазона мужского баса, а верхнее «си» второй октавы вполне доступно женскому сопрано. Сочетание мужского и женского начал, силы и нежности в одном инструменте невольно вызывает в памяти знаменитый восточный символ гармонии «инь и янь», в самом рисунке которого чудится нечто подобное гитаре... Видимо, не случайно она является распространённым аккомпанирующим инструментом, причём в бытовом пении. А в авторской песне гитара стала определяющим признаком жанра.
Что музыканты оценивают?
Тембр - хочется, чтобы басы были глубокими, бархатистыми, сильными, а верхние струны звенели и нежно пели.
Громкость, выше у гитар с большей площадью деки, большим объёмом корпуса, жёсткими струнами и подвижной декой - чтобы энергия струн меньше расходовалась на трение в системе.
Диапазон - понятие, учитывающее звучность инструмента при громкой игре, и при тихой. Чтобы негромкий звук дошёл до слушателя, необходимо свойство полётности, обеспечиваемое наличием в частотном спектре частот около 2500 - 3000 Гц.
Лёгкость звукоизвлечения - подразумевается, что струны будут прижиматься легко, а для извлечения громкого звука не надо лупить по струнам изо всей силы.
Равномерность звучания по регистрам - одно из свойств гитары, заложенное в саму её конструкцию. Относительно несложно создать инструмент округлой формы с приятными басами или же наоборот - инструмент высокого певучего тембра. Но если надо объединить в одном глубину басов и полётность высоких звуков - приходится делать корпус с двумя объёмами, разделённых «талией». Так устроены все инструменты скрипичного семейства, так устроена прямая предшественница гитары - испанская виола. Так устроена и гитара. Но найти в магазине такую гитару чрезвычайно трудно: как раз этот параметр оказывается наиболее уязвимым. Сустейн - продолжительность звучания струны после удара по ней.
Естественно ожидать, что самый «правильный» звук, для уроков гитары, у гитары классической.
Многие ведущие барды играют на «классике» - Основные параметры классической испанской гитары, остаются практически неизменными с шестидесятых годов XIX века, и отличаются только качеством использованных для изготовления материалов и тщательностью отделки. И всё бы в классической гитаре было хорошо, если бы не... струны. Торрес конструировал гитару, на которой должны бы стоять жильные струны, и звучали они превосходно. Но жильные струны до такой степени нестабильны по свойствам, непрочны и зависимы от влажности воздуха, что сейчас их практически полностью вытеснили нейлоновые струны.
Хорошие нейлоновые струны дают плотное, густое звучание в басах, с характерными шелестящими обертонами, и мягкий, глуховатый звук в верхних струнах выраженным щелчком в момент звукоизвлечения, подчеркивающим сам факт взятия ноты (в том числе и неправильной)». Вот эта глуховатость и щелчок - свойства, совсем несовпадающие с желаемыми звонкостью и полётностью. Бытовой безногтевой способ звукоизвлечения смягчает щелчок, но глуховатость при этом возрастает. Отрастить ногти - дело нехитрое, но ухаживать за ногтями, беречь их от поломок может позволить далеко не каждый. К тому же и ногти не решают проблему недостатка высоких частот. Но не стоит забывать о положительных качествах этих инструментов.
Это широкий гриф, который дает возможность играть людям с большими руками и толстыми пальцами.
Это сбалансированный звук, без завалов в диапазоне средних частот
Это звук имеющий чистый тон без "Разлива"
Важное качество, особенно для новичков. Нейлоновые струны не травмируют пальцы, их легче прижимать, а следовательно обучение проходит быстрее и приятней.
Понятие «под металл» сейчас стало синонимом понятия «фолк-гитара», и подавляющее большинство гитар со стальными струнами изготовлены в американском стиле. Наиболее распространёнными фолк-гитарами являются «дредноут», отличающийся «квадратной» формой большого корпуса слабо выраженной талией, узким тонким грифом и плоской головкой.
На «дредноуте» играет Андрей Козловский, «дредноут» фирмы "Fender" заменил семиструнку у Юлия Кима. На «дредноуте» в последние годы играл Булат Окуджава! Увеличение площади деки и объёма резонатора приводит к понижению собственных частот основных резонансов». В результате, гитары с большим корпусом имеют мощный звук с ярко выраженным басовым тембром, и идеально подходят для аккомпанемента и «чёсовой» игры». Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости за счёт увеличения доли низких частот. Правда, тембр стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен - пальцы мешают друг другу. Козловский перешёл на «дредноут», когда стал петь блюзы и рок-н-роллы. Качество звука у Кима и Окуджавы не улучшилось по сравнению с их семиструнным прошлым. А когда после длительного перерыва, вызванного эмиграцией, в Россию приезжал Евгений Клячкин с «дредноутом» вместо семиструнки, прежнего фирменного клячкинского звука из этого инструмента извлечь не удавалось. Разработавшая в 20-х годах XX века «дредноут» компания «Мартин» успешно решила задачу увеличения громкости за счёт увеличения доли низких частот. Правда, тембр стал несколько грубоватым, но блюз, джаз и рок-н-ролл, стилистически не чужды хриплых и рычащих тембров. Фолк-гитары удобны для аккордовой игры с помощью медиатора. Однако аккомпанемент аккомпанементу рознь: для классической техники узкий гриф неудобен - пальцы мешают друг другу. Разделение объёмов гитары в талии создает условия для образования относительно больших амплитуд резонансов высоких частот, поскольку в талии гитары увеличивается акустическое сопротивление связи между объёмами, то полётности звука лишённому талии «дредноуту» явно не хватает. Попытка добавить высоких частот в громкую гитару привела к созданию разновидности фолк-гитары «джамбо», что в переводе означает «большой неуклюжий человек, животное, вещь». Этот тип имеет перекос в сторону низких частот, и петь эта гитара так и не научилась - скорее, визжать. Как, и джазовая гитара с выпуклой декой и эфами вместо круглого резонаторного отверстия. При выборе акустической фолк-гитары следует учитывать, что небольшие корпуса инструментов имеют хорошо сбалансированное звучание во всем диапазоне. Поэтому их часто используют для записи как ритмических, так и сольных партий». Фолк-гитара с корпусом классических пропорций отличается неудобным узким грифом, прикреплённым к корпусу в районе XIV, а не XII лада, в результате чего расположение резонаторного отверстия оказалось смещённым к подставке. Анкерный винт внутри грифа - ведь какая полезная, казалось бы, вещь: позволяет регулировать стрелу прогиба грифа! Не прижился в классике. По факту - фолк-звук ничуть не лучше звука советских гитар, которые производились в расчёте на использование металлических струн, по принципиально иным образцам.
|