АЛЕКСАНДР АЛАБИН, ОДЕССИТ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА - О МУЗЫКЕ, ПЕСНЯХ И СЛАВЕ.
Дима, привет. Я честно ответил. Мне кажется, оно может чуть серьезней чем надо.
Я знаю, что ты играешь не только на гитаре но и на других инструментах. На чем умеешь, и какие тебе особенно близки, и почему?
В данном случае множественное число лучше опустить :) . Мой первый инструмент - фортепиано, и благодаря тому, что я уже умел на нем немного играть и определять аккорды, мне было немного легче освоить гитару. А если совсем честно - то для меня игра на инструментах, как ни странно - скорее отражение того, что для меня главное, и на что я, собственно, учился тут, в США - аранжировка и композиция.
Теперь, спустя много лет, мы можем сказать, гитара наша судьба. Как случилось, что в твоих руках вдруг появилась гитара? Может быть есть событие, история с которой все началось. Может был человек, который тебе вложил в руки инструмент.?
Появилась, как у многих, в возрасте 14 лет, когда резко просыпается интерес к музыке и миру вокруг. Я тогда увлекся "Машиной Времени" и Никитиными, а до этого переслушал практически всего Высоцкого. Но с учителями мне не сильно везло в то время. Люди, которые повлияли на меня в плане музыки всерьез, появились немного позже - когда я уже мог подобрать и аккомпанировать себе довольно сложные вещи.
Авторская песня – она тебя нашла или ты ее, как случилось, что ты написал первую песню.
Это забавная история. Собственно к авторской песне меня приобщила мама - когда я только начал играть на гитаре. Сказала - вон, Алик, есть тут у нас в Одессе клуб самодеятельной песни. Я туда пришел, даже показал что-то, ко мне отнеслись вполне приветливо, я сходил на пару концертов… но не пошло. А спустя еще пару лет некое "кооперативное объединение" объявило конкурс самодеятельной, опять же, песни (как потом выяснилось, его руководителю понадобился клуб придворных бардов). И вот тогда я просто нагло сочинил песен пять на свои, тогда еще, стихи и пришел. Там собралась довольно интересная компания, совершенно не кспшная - но все сочиняли свои песни. Возник такой себе авторский клуб. Там мы и с Сергеем Швецом познакомились.
Насколько я помню, первая слава пришла после (еще виниловой) пластинки, какие ощущения тогда были, и как ты относишься сейчас к этой работе?
Ощущения были с одной стороны волшебные - потому что когда тебе 18-19 лет, а ты уже пишешь пластинку, ездишь по городам с концертами, занимаешься и даже зарабатываешь любимым делом - это кружит голову и заражает на всю жизнь. С другой стороны - оно воспринималось чуть ли не как должное - тоже в силу возраста. Вообще, то время - когда мы с Сережей Швецом играли в дуэте и объездили всю страну - было временем больших ожиданий, надежд, связанных с политическими изменениями. Наивности тоже было выше крыши. Но ту пластинку я до сих пор считаю очень хорошей работой; ряд вещей с нее до сих пор хорошо и свежо звучат, и многие ее любят. Буквально пару песен, не больше, я бы убрал оттуда, если бы мы записывали ее сейчас. Кстати, записывали пластинку в Киеве, на местной студии фирмы "Мелодия".
Больше двадцати лет прошло с того времени, как ты пересек океан и начал жизнь в США, но свою любовь к этому жанру ты взял с собой. Как это приживается на чужой почве?
Ну, надо сказать, что на чужой почве есть довольно большие "островки" русскоязычной культуры. Здесь хватает людей, которые этот жанр слушают и любят. Я недавно посчитал, что только в окрестностях Нью-Йорка проходит порядка 15 фестивалей в той или иной степени связанных с авторской песней (из них пара-тройка ориентирована больше на рок или смешанные жанры, но все равно там, как правило, и аудитории АП есть место). Другое дело, что на них приезжают практически одни и те же люди. Но я слышал, что на постсоветском пространстве ситуация где-то близкая. Тем не менее, если вопрос о том, есть ли кому петь - то да, конечно есть. Конечно же, русскоязычной общиной оно и ограничивается.
В продолжение предыдущего вопроса: как ты считаешь «Американская» АП это отдельный процесс или это не разрывный с нашим советским (теперь постсоветским) процессом. Если проще, то появилась ли как жанр американская АП. Если да, то в чем особенность?
Тогда в продолжение своего предыдущего ответа :) С одной стороны, фестивальная активность здесь высокая, постоянно приезжают гости из России, Украины и Прибалтики. Есть местные авторы и исполнители. А с другой - я не думаю, что авторская песня, которая все же непосредственно завязана на русском языке и советской, пожалуй именно советской, а не постсоветской культуре, может стать какой-то принципиально другой в США, Израиле, Германии, в особенности учитывая те жесткие рамки, которые этот жанр ставит самому себе. Совсем по честному - если ответить на вопрос о том, сколько людей моложе 30 посещает эти фестивали с целью услышать именно авторскую песню, сколько из этих людей моложе 30 сочиняет и исполняет что-то по настоящему интересное - то это и будет наверное грустный, но правдивый вариант ответа на вопрос о развитии.
Какую программу ты хочешь показать киевлянам, в чем особенности, какие (потвоему мнению) мысли важно донести слушателю. Ведь придут и те, которые помнят тебя давнего, и те кто не знает тебя вовсе.
Те, кто помнят меня давнего, скорее всего меня и не узнают :) Я довольно сильно изменился за эти 25 лет. И слышали меня тогда исключительно в дуэте с Сергеем Швецом, а не сольно. Программа будет состоять большей частью из песен, сочиненных на стихи разных хороших поэтов - русских и зарубежных, в русских, разумеется переводах. Вероятно будут какие-то известные песни, но в неожиданных версиях. Возможно, будет какое-то количество инструментальной музыки, и не исключено, что будет какой-нибудь сюрприз с участием знакомых мне киевских музыкантов. А что касается мыслей… Знаешь, я бы сказал, что поделиться хочется тем, что я называю невербальной информацией. Тем, что между строк, между нот, но рождается именно их сочетанием.
Что ты хочешь пожелать и киевлянам и украинцам в Новом году.
Прежде всего, чтобы война закончилась, и спало это жуткое напряжение. И чтобы то, за что вы боролись и чем живете, стало приносить ощутимые результаты и перемены к