|
ЛЕОНАРД КОЭН - ПЕСНИ ИЗ ЛИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА  «Когда я пишу - чувствую: это речи главы правительства в изгнании...» Речи человека, пытающегося говорить о любви в мире, давно живущем вне ее он, каков сейчас - где подлинные сущности заменены видимостью.
Это мир «как бы вещей»: «как бы отстроенного в его подлинном виде Акрополя», поднявшегося над реальными историческими развалинами к Олимпиаде в Греции, и «как бы мирного иранского атома», «как бы управляемой демократии», моделируемой к выборам 2008 г., и «как бы нонконформистского искусства», существующего на государственные гранты... В этом мире, где все - вовсе не то, за что оно себя выдает, но держится на молчаливом согласии, что реальность такова, как описывают СМИ. В 1988 году, после многолетнего перерыва, Леонард выпустил диск«I′m your man», возникло ощущение - 60-ые вернулись: его голос вновь звучал из открытых окон. Любители Фасбиндера, вспомнят, что в «Предостережении святой блудницы», ставшего реквиемом иллюзиям 60-ых, весь звукоряд построен на песнях Коэна. Но прежде, чем начать петь, он издал не один сборник стихов: «Сравним мифологии?», «Солонка земли», «Цветы для Гитлера», «Паразиты небес», два романа «Излюбленная игра», «Прекрасные неудачники». В 1968 году книга избранных произведений была удостоена высшей литературной награды Канады - Премии Генерал-губернатора, которую поэт, отказался принять... Песни появились позже... Но случилось, что за пределами Канады Коэн-певец заслонил Коэна-поэта... Песня «Future», звучащая в фильме «Прирожденные убийцы», для многих стала главной - часто единственной ассоциацией с Леонардом Коэном - это, как если бы Окуджава ассоциировался только с «Мы за ценой не постоим». Он понимает, что обречен говорить в условиях утраты памяти, когда СМИ убили само чувство истории: «Естественной сферой деятельности ее было память, объемлющяя все события, последствия которых долго оставались явными. Поэтому история и была мерой той самой неподдельной новизны. Но в интересах всякого, кто торговал новизной, было уничтожить все средства для её измерения. Сейчас социальную значимость приписывают лишь преходящему, а также тому, что станет преходящим после того, как переймёт эстафету, т.е. заменит предыдущее преходящее. Именно на основе такой сиюминутности, когда одна безликая пустышка сменяет другую, СМИ и воссоздают своего рода вечность, заполненную шумной и кичливой ничтожностью». Теперь все, что остается - опираться на личную историю человека, на его «я». Недаром одна из ранних пластинок Коэна называлась «Songs from the room». Не только «Песни из меблирашки», а, скорее - «Песни из личного пространства». Постель как эпицентр политического сопротивления - эту мысль предельно овеществил Джон Леннон, устроив с Йоко Оно знаменитую «постельную забастовку». Нонконформизм Коэна - точный сплав политики и эротики, - в этом он, сближается с Кортасаром. Не политический кличь к восстанию, а призыв к неповиновению миру сему, как он есть. Отказ от конвенций, любых метафизических гарантий. При этом и для Кортасара, и для Коэна, все, что делается по-настоящему, - политика. В программном тексте «Как произносить стихи», написанном во время войны во Вьетнаме, Коэн говорит:« Эпоха требует выражения? Ни в каком выражении эпоха не нуждается. Мы видели фотографии азиатских матерей, у которых убили детей. Что до мук, которые ты испытываешь в связи с органом, который привык мять в руках, - они никому не интересны. Выражение на твоем лице - никогда не передаст ужас того мгновения. И не пытайся: лишь заслужишь презрение тех, кто чувствует куда глубже тебя. Мы видели хроникальные съемки - каковы люди, когда им выпадает невыносимая боль. А про тебя все знают - ты хорошо питаешься, за то, что ты тут стоишь, тебе платят. Ты играешь людям, пережившим катастрофу. Это заставляет вести себя потише. Произнеси слова, сообщи информацию, отойди в сторону.
Письмо
Как ты убил всех близких
что мне до того
покуда губы твои скользят по моему телу
Твои мечты – я их знаю:
опустошенные города, лошади в мыле
солнце – всего в двух шагах
ночи нет и не будет конца
но что мне до того
когда твое тело рядом
я знаю – снаружи война
и ты отдаешь приказы
вырезать всех младенцев, казнить всех генералов
но что мне до крови
если заводит тебя не это
в поцелуе твоем вкус крови
но что мне до того
когда волосы твои – вот
А что будет потом – я знаю
потом,
когда войско вырежут
и их шлюхам – им вспорят брюхо
я пишу это – чтоб ты не кичился
когда утром меня повесят
с генералами прочей швалью
на воротах дворца
я предвидела это
так что знай мне все равно
О доблестях и добродетелях
Будь у меня сияющий нимб,
чтоб водилы, забыв про дорогу,
таращились на меня;
если б я мог как струна
скользить в прозрачной воде,
там где рыбы и водяные змеи;
если б знал, каково оно – падать,
слишком близко поднявшись к солнцу;
разве торчал бы я в комнате,
читая тебе стишки,
и мечтая о… (промолчу), –
в такт движению твоих губ?
Стихотворение
Слышал я, жил один человек,
что умел говорить так красиво
- стоило ему назвать имя женщины:
она падала в его объятья
Если лежа с тобой молчу
и тишина проростает как опухоль между нами
просто я слышал мужские шаги
на лестнице и покашливание под дверью
|